Утверждены
приказом Министерства транспорта
Российской Федерации
от 27 января 2022 г. № 20
ПРАВИЛА
НАХОЖДЕНИЯ ГРАЖДАН И РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ В ЗОНАХ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ, ВЫПОЛНЕНИЯ В ЭТИХ ЗОНАХ РАБОТ, ПРОЕЗДА И ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПУТИ
- Общие положения
- Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее — владелец инфраструктуры) или владельцев железнодорожных путей необщего пользования
- Правила распространяются на физических лиц, в том числе пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с размещением объектов в зонах повышенной опасности и проведением в них работ.
- Нахождение граждан в зонах повышенной опасности
- Посадка пассажиров в вагоны или высадка пассажиров из вагонов производится после полной остановки поезда со стороны пассажирской платформы и в пределах пассажирской платформы при ее наличии.
- При нахождении граждан в зонах повышенной опасности и при пользовании железнодорожным подвижным составом гражданам запрещается:
1) подлезать, пролезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом;
2) перелезать под и через автосцепные устройства между вагонами;
3) заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы во время движения поезда в пределах пассажирской платформы до полной остановки поезда;
4) бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или отправляющимся поездом;
5) оставлять сопровождаемых несовершеннолетних детей без присмотра, допускать их неконтролируемое перемещение по пассажирской платформе, в том числе устраивать подвижные игры;
6) прыгать с пассажирской платформы или находиться под ней;
7) переходить по железнодорожному переезду и пешеходному переходу при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума, а при отсутствии светофора на железнодорожном переезде — в пределах видимости приближающегося к переезду железнодорожного подвижного состава;
8) подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и сигнальных устройств, воздушных линий и искусственных сооружений;
9) приближаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи (далее — провода);
10) приближаться к оборванным проводам;
11) повреждать, загрязнять, снимать, самостоятельно устанавливать знаки, указатели или иные носители информации;
12) оставлять на железнодорожных путях посторонние предметы;
13) провозить в качестве ручной клади вещи (предметы), которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других пассажиров, а также зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. Перевозка огнестрельного оружия и боеприпасов к нему в качестве ручной клади осуществляется в соответствии с требованиями, установленными частью первой статьи 25 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»;
14) проезжать и переходить через железнодорожные пути в местах, не предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил;
15) находиться на железнодорожных путях (в том числе ходить по ним, сидеть на рельсах), ходить вдоль железнодорожных путей;
16) пользоваться летательными аппаратами, передвигаться на мотоциклах, велосипедах, самокатах, роликовых коньках и иных транспортных средствах, а также с использованием спортивного инвентаря, кроме детских и инвалидных колясок;
17) разводить костры, пользоваться пиротехническими устройствами;
18) оставлять без присмотра ручную кладь;
19) препятствовать функционированию технических средств обеспечения транспортной безопасности;
20) подходить к вагонам до полной остановки поезда;
21) прислоняться к железнодорожному подвижному составу, в том числе находящемуся без движения;
22) осуществлять посадку в поезд и высадку из поезда во время движения;
23) стоять на подножках и переходных площадках железнодорожного подвижного состава;
24) открывать двери вагона во время движения и остановок поезда, а также препятствовать их открытию или закрытию, задерживать отправление поезда;
25) высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров вагонов;
26) проезжать в местах, не оборудованных для проезда;
27) потреблять (распивать) алкогольную и спиртосодержащую продукцию (кроме вагонов-ресторанов);
28) употреблять наркотические средства и психотропные вещества;
29) находиться в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность;
30) курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов;
31) подниматься на крышу и (или) проезжать на крыше железнодорожного подвижного состава, автосцепных устройствах и на иных элементах железнодорожного подвижного состава;
32) проникать в кабины управления железнодорожного подвижного состава, а также осуществлять проезд в них, за исключением работников железнодорожного транспорта, исполняющих должностные обязанности;
33) наносить надписи, наклейки, изображения, размещать информационные и рекламные материалы на внешние и внутренние поверхности вагонов, а также на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее — объекты инфраструктуры) без письменного разрешения перевозчика или владельца инфраструктуры;
34) использовать вагоны и объекты инфраструктуры для осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также благотворительной деятельности без письменного разрешения перевозчика или владельца инфраструктуры;
35) заниматься попрошайничеством;
36) использовать музыкальные инструменты и средства звукоусиления (кроме слуховых аппаратов) в вагонах и на объектах инфраструктуры без письменного разрешения перевозчика;
37) использовать наушники для прослушивания музыки, речи и иных звуковых сигналов (кроме слуховых аппаратов), находясь на пассажирской платформе, железнодорожном переезде, железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования;
38) засорять и загрязнять, а также повреждать железнодорожный подвижной состав и объекты инфраструктуры;
39) проникать в производственные помещения и на огражденную территорию объекта инфраструктуры;
40) препятствовать выполнению должностных обязанностей работниками железнодорожного транспорта;
41) предпринимать действия, имитирующие совершение противоправных действий либо подготовку к их совершению, препятствующие работе железнодорожного транспорта, включая распространение заведомо ложных сообщений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности пассажиров и иных лиц;
42) находиться в поездах, не осуществляющих или прекративших перевозку пассажиров;
43) сбрасывать, протягивать и высовывать с мостов в районе контактного провода какие-либо предметы, осуществлять любые действия, которые могут привести к соприкосновению с контактным проводом;
44) сидеть на перилах и ограждениях мостов, прыгать с них, сбрасывать посторонние предметы;
45) подниматься, свешиваться и перелезать через ограждения вдоль железнодорожного полотна, на пешеходных мостах и переходах через железнодорожные пути, а также перекидывать через ограждения предметы;
46) находиться с длинномерными предметами, которые создают угрозу жизни от соприкосновения с контактной сетью на электрифицированных участках железнодорожного пути, в целях исключения случаев травмирования граждан;
47) пользоваться (применять) лазерными указками;
48) повреждать или иными способами воздействовать на кабельные коммуникации автоматики, связи и энергоснабжения.
- При нахождении на пассажирских платформах гражданам необходимо:
1) обеспечивать информирование работников железнодорожного транспорта о наличии препятствий для движения поездов;
2) подавать сигнал для остановки поезда возможным способом в случаях возникновения ситуации, требующей экстренной остановки железнодорожного подвижного состава (сигнал остановки поезда (маневрового состава) подается круговым движением руки или какого-либо предмета);
3) держать сопровождаемых малолетних детей за руку или на руках при перевозке их без использования детских колясок;
4) пропускать сопровождаемых малолетних детей впереди себя при посадке в вагон;
5) информировать о посторонних и (или) забытых предметах работников железнодорожного транспорта.
III. Размещение объектов в зонах повышенной опасности
и выполнение в этих зонах работ
- Размещение объектов в зонах повышенной опасности осуществляется в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, документами по стандартизации, Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 (далее — Правила противопожарного режима), Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее — Правила технической эксплуатации).
- Выполнение работ в зонах повышенной опасности, в полосе отвода железной дороги должно производиться в соответствии с требованиями, установленными статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации <15>, Правилами противопожарного режима, Правилами технической эксплуатации, Правилами по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 сентября 2020 г. N 652н <16>, при условии обеспечения безопасности движения поездов и производства маневровой работы и при наличии письменного разрешения владельца инфраструктуры, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
- В целях информирования пассажиров о правилах поведения и действиях граждан в зонах повышенной опасности и в железнодорожном подвижном составе перевозчиком и владельцем инфраструктуры применяется звуковое информирование, табло, мониторы, а также схемы, указатели.
- В случае возникновения пожаров, аварий и стихийных бедствий владелец инфраструктуры должен пропустить в зону повышенной опасности расчеты пожарных и аварийно-спасательных служб, а также бригады скорой и неотложной помощи.
- Проезд и переход через железнодорожные пути
- Проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
- При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками (при этом следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
- Проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается по пешеходным переходам в одном уровне с железнодорожными путями с сопровождающим, а также по мостам и тоннелям, оборудованным специальными устройствами беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения.
- При пересечении гражданами железнодорожных путей на транспортных средствах должны соблюдаться нормы, установленные разделом 15 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
- Граждане перед переходом через железнодорожные пути по пешеходному настилу должны обеспечить личную зону видимости приближения железнодорожного транспорта и слышимости подаваемых машинистом или другим работником железнодорожного транспорта звуковых сигналов (снять капюшон и наушники), убедиться в отсутствии движущегося железнодорожного подвижного состава.
- При прогоне животных через железнодорожные пути стадо должно быть разделено на группы такой численности, чтобы с учетом количества погонщиков был обеспечен безопасный прогон каждой группы.