В соответствии с законодательством Российской Федерации на потерпевших и свидетелей возложены обязанности давать правдивые показания и не уклоняться от дачи показаний на всех стадиях процесса.
Об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний указанные лица предупреждаются как в уголовном, так и в гражданском и административном процессах.
Показания потерпевших или свидетелей являются ложными, если в них сообщаются вымышленные сведения, искажаются или скрываются действительные, известные им факты. В случае дачи заведомо ложных показаний указанные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности по статье 307 УК РФ. Если потерпевшие или свидетели просто отказываются говорить, они могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ за отказ от дачи показаний. Мотивами таких действий могут быть стремление улучшить или, напротив, ухудшить положение обвиняемого, боязнь мести с его стороны, корысть, ложно понимаемые интересы борьбы с преступностью и другое.
За отказ потерпевших или свидетелей от дачи показаний предусмотрено наказание в виде штрафа, обязательных и исправительных работ и ареста, а за дачу заведомо ложных показаний — в том числе и лишение свободы.
Данные статьи направлены на охрану интересов правосудия, а также законных интересов лиц, к которым могут относиться ложные сведения, сообщаемые при допросе в суде (по уголовному, гражданскому или административному делу), а также при производстве предварительного следствия или дознания.
Примечанием к статье 307 УК РФ предусмотрены случаи освобождения потерпевших и свидетелей от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения решения суда заявили о ложности данных ими показаний. Данные положения закона дают возможность лицам, совершившим рассматриваемое преступление, осознать свой поступок, исправить случившееся и избежать уголовной ответственности.
По статье 308 УК РФ лицо не подлежит уголовной ответственности в случаях отказа от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников, что закреплено конституционным положением.